Домашняя / Попаданцы / Игорь Сорокин флагман флотилии выжить вопреки

Игорь Сорокин флагман флотилии выжить вопреки

Спустя несколько минут в курилке у рубки дежурного я вместе с другими командирами мониторов и начальником штаба дивизиона получил команду на перешвартовку монитора к оконечности пирса, куда после моего перехода встанут еще плавмастерская, два бронекатера и водолазный бот флотилии. Перешвартовку выполнить с 15.00 до 18.00.
Корабль, словно живое существо, имеет свою душу, свои болезни и слабости, свою силу и красоту. «Ударный», задуманный в начале своего жизненного пути как плавучая артиллерийская батарея и будучи первым монитором, разработанным в молодой стране, имел свои достижения в начале 1930-х годов, однако стал значительно уступать требованиям времени в начале сороковых. Скорость хода – до 11,5 узлов – задавалась формой корабля, мощностью и максимальными оборотами двух дизелей. В сравнении с колесными пароходами скорость почти в два раза выше, но явно уступает новейшим эсминцам. А что уж говорить о противовоздушном маневрировании – просто горе. Семью, как говорится, не выбирают, а для командира корабля корабельный корпус и его экипаж – своего рода часть тела.
Для меня это живое существо, которое попало в беду и которое через полгода вместе со мной разделит судьбу своего экипажа.
Казалось бы, чего такого – отойти от пирса и перейти на новое место стоянки? Любое перемещение корабля есть своего рода проверка на зрелость его механизмов и экипажа.
Перед входом на ходовой мостик с трудом пытаюсь совладать с собой. Как-то оно будет? А получится ли у меня?
Вчера вечером и сегодня с утра, по крупицам в документации, искал практические примеры управления кораблем. Почти час потратил, двигаясь по мостику и боевой рубке, для привыкания к обстановке, знакомству с оборудованием, запоминая шильдики (информационные таблички) и инструкции. Не поленился подняться к прожектору и осмотреться. Вся надстройка исследована сверху донизу. Представляю теперь виды на геометрию корпуса с любого места мостика и мачты.
Поднимаюсь на мостик и занимаю место на его правом крыле, привычно осматриваю надстройку. Корабли пришвартованы к пирсу лагом, правым бортом.
«Ударный» находится ровно посередине символической цепочки мониторов. Необходимо выйти из линии стоящих друг за другом кораблей, спуститься к торцу пирса и занять место монитора «Ростовцев», который, соответственно освободив место «Ударному», должен встать на его место. Морская культура требует, не нарушая мер безопасности при движении на воде, постараться отойти от пирса и пришвартоваться к пирсу обоим кораблям дивизиона одновременно: «Все вдруг».
Для этого сигнальщики кораблей, по команде командиров кораблей, обмениваются отмашками семафорных флажков.
– Командир на мостике, – объявляет Кручинин.
В маленькой ходовой рубке слева сзади от рулевого Сергеева, рядом с символическим столиком, занял место Павел Кручинин, мой помощник и командир БЧ-2 по совместительству. Сразу за дверью, с правого борта, стоит у машинного телеграфа краснофлотец Николай Муштак. Сверху, на крыше рубки, у прожектора, застыли командир отделения сигнальщиков старшина 1-й статьи Полозов и краснофлотец Рафис. Рафис держит в руках красные семафорные флажки. За рубкой у зенитного дальномера стоит военком корабля Демид Федоренко.
Руки сжимают леерный поручень в попытке овладеть собой.
– Доложить о готовности к бою и походу.
Помощник репетует команду и собирает доклады о готовности боевых частей и служб к бою и походу. Слышится звонковая трель машинного телеграфа, проверяющего прохождение сигналов. Командир отделения рулевых проверяет работу ручного управления рулями из ахтерпика, выполняемую рулевым. По кораблю разносится гул команд и докладов. Равномерный звук выхлопов работающих дизелей создает первичный шумовой фон живого корабля. Боцман со швартовной командой замерли на верхней палубе по правому борту. Вахтенные с ютов соседних кораблей застыли на пирсе в готовности отдать швартовы.
– Корабль к бою и походу готов, – докладывает Павел.
– По местам стоять, со швартовых сниматься, – даю команду, стараясь не сорваться и достаточно громко, чтобы меня услышали боцман со швартовной командой, на палубе, и находящийся л/с в ходовой рубке.
– Есть по местам стоять, со швартовых сниматься, – репетуют команды помощник и боцман.
– Отдать швартовы, – даю команду на отделение корабля от пирса. Слышу репетующего команду боцмана по правому борту, и вот швартовы выбраны. Корабль еще у пирса, но уже свободен.
– Сигнальщик, «отмашку».
Сигнальщик дает отмашку на «Ростовцев» и получает подтверждение.
– Сигнал прошел, – подтверждает сигнальщик. – На «Ростовцеве» отмашка.
Ориентировочно сменяющийся монитор начал маневр отхода от пирса. Теперь мой черед действовать.
– Лево руля.
– Есть лево руля, – репетует команду рулевой и поворачивает руль. Перо руля, по идее, поворачивается на пятнадцать градусов.
– Левая. Вперед самый малый.
– Есть левая. Вперед самый малый, – репетует команду машинист.
Звонок машинного телеграфа извещает о передаче команды в машинное отделение. Ответный звонок говорит о принятии команды и начале движения.
Бурун слева и сзади отзывается на ответный звонок машинного телеграфа. Корабль, словно огромный кит после сна, вздрагивает и нехотя начинает движение вперед. Нос корабля устремляется вперед с поступательным движением влево, явно различимым на фоне кормы «Железнякова».
– Стоп – машина. Лево тридцать.
– Есть стоп машина. Есть, лево тридцать.
Машинист и звонок машинного телеграфа репетуют команду в машинное. Бурун за кормой исчезает вместе с вибрацией корпуса. Ответный звонок говорит о выполнении команды в БЧ-5. Нос корабля ощутимо покатился влево с ускорением, и корма «Железнякова», приближаясь, начала уходить вправо, скорость сближения стала равномерной. Пирс стал постепенно удаляться – быстрее на миделе и медленнее на корме. Корабль медленно, по инерции, начал движение вперед и влево.
Вот нос корабля стал смотреть левее левого борта переднего соседа, а скула «Ударного» – смотреть в его корму. Пирс удалился от кормы метров на пять.
– Руль. Лево пятнадцать. Обе машины вперед самый малый, – рулевой и машинист репетуют команду. Корабль с небольшим ускорением пошел вперед, все еще катясь влево, но явно с меньшей скоростью.
Устройство мостика позволяет увидеть оптическую линию, параллельную борту корабля, и определиться, что при движении вперед касания с кормой переднего корабля не будет. Поэтому смело направляю корабль вперед.
– Руль прямо.
– Есть руль прямо.
Корабль, слегка вильнув вправо, направляется рулевым на выход из узкого прохода, созданного пришвартованными кораблями. Теперь надо поставить корабль параллельно линии стоящих у пирса кораблей. Остановиться и задним ходом спуститься за торец пирса. Чтобы потом, подав вперед, пришвартоваться на место «Ростовцева». А как там дела у партнера по маневрам?
«Ростовцев» также отошел от пирса и ждет, пока я дам отмашку на маневр перехода с места на место.
– Сигнальщик, отмашку на «Ростовцев».
Получив ответный сигнал, начинаем маневр.
Монитор задним ходом спускается на место партнера по маневрам. «Ростовцев», оставляя «Ударный» по правому борту, поднимается вверх. Заняв место начала движения к пирсу, просигналил о готовности швартовки, теперь ждем отмашки с «Ростовцева», о занятии им точки начала нового маневра. Пришел сигнал. Новая отмашка, и два могучих корабля, словно в парном танце, одновременно устремляются к пирсу. А на кораблях, пирсе, берегу и командном «Буге» все наблюдают и смакуют маневры кораблей. Больше всех переживает Всеволод Александрович, комдив дивизиона, ведь именно на таких довольно простых перемещениях внутри рейда базы оценивается слаженность экипажей и дивизиона. Сегодня мы полчаса сидели все вместе (командиры кораблей) и на словах репетировали совместную одновременную перестановку кораблей.
Кажется, получилось; у меня свалился с плеч еще один камень и рассеялось сомнение в собственных силах. Бывшая плавучая батарея, даже в модернизированном варианте – монитор, явно уступает в маневренности «Ярославцу» (первому учебному пособию вождения корабля советских времен), или польским учебным кораблям, или МАКу. Надо только привыкнуть к этому настоящему. Все, корабль на новом месте. «Ударный» обозначил место швартовки и сбора будущей корабельной ударной группы. На целых семь месяцев это место теперь станет символом новых веяний во флотилии.
Как только мониторы пришвартовались, от дивизиона бронекатеров отошли два бронекатера и перешли на стоянку за кормой «Ударного», пришвартовавшись бортом друг другу. Еще через час к пирсу за бронекатерами встал водолазный бот.
Жизнь на флотилии вновь вошла в привычное русло.
После перешвартовки я наконец собрал своих офицеров на совещание в кают-компании. Кратко высказав благодарность за работу на перешвартовке, перешел к главному, из-за чего и произошла смена стоянки.
– Товарищи военные командиры и военный комиссар, как вы уже, наверное, поняли, у нас начинается новый период нашей службы, несколько отличающийся от привычного. Вы наверняка обратили внимание, что корабль поставлен в отдельности от основного состава дивизиона и у нас появились новые соседи. Командованием в составе трех боевых кораблей и пока еще одного вспомогательного судна создана показная КУГ, на базе которой соединение будет отрабатывать новые тактические приемы. Итогом этого будут зачетные учения в составе частей Одесского военного округа и Черноморского флота. На нашем корабле будут произведены модернизационные работы по превращению его в корабль ПВО и корабль прорыва противодесантной обороны. Также на нашем корабле будут отрабатываться диверсионные и противодиверсионные мероприятия водолазов-разведчиков – впервые на Черноморском флоте, обращаю на это ваше внимание. Также будут отрабатываться вопросы взаимодействия с зенитным артиллерийским дивизионом флотилии, вплоть до установки на палубе двух их орудий, с созданием условий для их использования, как с корабля, так и с других плавсредств и островов поймы реки.
– Ничего себе, – заявил механик, Владимир Авласенок. – Им что, и питание бортовое обеспечивать придется?
– Смотри шире, Володя, не только питание, а и площадку на палубе выделять, думаю там, где у нас моторка и шлюпка размещается. Надо будет и крепеж придумывать и проводку тянуть. Но это еще мелочи, главное это по линии нашего артиллериста. Ради этого тебе целую плавмастерскую в подчинение обещали, сварку мы тебе из Николаева привезли.
Поворачиваюсь к Павлу:
– Павел, те пулеметы и пушки зенитные будем устанавливать у нас. Идея такова. Первое: 12,7-миллиметровые пулеметы – они могут устанавливаться на турелях, в люнетах. Мы установим их дополнительной парой, на каждую установку М4, поверх пулеметов «максим», по обе стороны от кольцевого ракурсного прицела. Таким образом мы получим значительное увеличение огневой мощи пулеметной установки и увеличение дальности поражения цели. Думаю, старшина Павел Борульник со своими краснофлотцами 3-й и 4-й установки справятся с этим делом. Итого восемь единиц. Придется думать о значительном усилении рамы, на которой размещены блоки пулеметов.
Башни 41-К уже как таковые для стрельбы по воздушным целям устарели, однако с помощью передающей рычажной системы мы вполне можем на обе башни поставить по паре 12,7-миллиметровых пулеметов, в сборке как на М4. Специальная каретка, с вращающейся стационарной осью на крыше башни и ведущими рычагами на маске башни, создающей параллелограмм со свободными углами, но постоянными сторонами, будет сообщать параллельный перенос оси пулеметной каретки, согласно оси стволов. Таким образом, стволы пулеметов будут по вертикали отслеживать за стволами 45-миллиметровых орудий, а далее все просто – наводим башню по воздушной цели штатным образом, а стреляем еще и парой пулеметов вместе с калибром 45 миллиметров. Здесь без личного участия механика и артиллериста никак не обойтись.
Теперь переходим к 20-миллиметровым автоматам. В Николаеве мы получили тумбы к 76-миллиметровым пушкам, без орудий, но с содержимым в виде люльки, механизмов наведения, пружинами накатников и даже с сиденьями. Замысел таков: берем по два 20-миллиметровых автомата и один над другим крепим, вместо штатного орудия. Получаем спаренную 20-миллиметровую зенитную артустановку. У этих автоматов энергия отката, как и у пулеметов 12,7 миллиметров, идет на работу автоматики, поэтому отдача всего автомата позволяет его крепить без накатников и прочего. Для этой работы придется также подключать плавмастерскую. Проблем с этим я не вижу.
Устанавливать 20-миллиметровые установки будем так: две на надстройке, на месте правого и левого трапов, которые снимем, а сами будем пользоваться только кормовым трапом надстройки; вторую пару – на крыше моторного отделения, предварительно усилив которую; третью пару – на крыше второй башни главного калибра, справа и слева сзади. По аналогии с артустановками, размещаемыми на башнях главного калибра линкоров.
Для усиления наших возможностей, вместо штатного прожектора, который переносим с крыши рубки на марсовую площадку, устанавливаем боевой прожектор. Один нам, второй на склад на хранение, а третий передаем зенитчикам, с которыми будем взаимодействовать. Прожектор поставят на «полуторку». На этой «полуторке» наши сигнальщики будут в последующем вместе с зенитчиками тренироваться в его обслуживании.
Командир БЧ-4, на каждый боевой пост ПВО провести как минимум телефонный аппарат, для чего создать своего рода новую сеть связи. Прошу всех серьезно отнестись к поручению командования и партии. Обдумать свои шаги по претворению озвученного мной и на завтрашнем совещании высказать свои идеи. О соблюдении тайны прошу не забывать. Впредь вход на корабль осуществляется посторонними лицами только по списку.
Вчера вечером с удовольствием встретился с Мариной. Закройщица флотского ателье по пошиву формы в сентябре кроила мне тужурку. После второй примерки я, то есть мой предшественник, пригласил ее в кино. Пару раз водил ее на дни рождения сослуживцев, таким образом ввел ее в круг своих друзей и знакомых. Как я понял, в то время платоническая любовь с целомудренными рукопожатиями и хождением под руку была обычной преамбулой к созданию семьи и объявлению друзьями пары с отношениями, типа жених-невеста.
Попала в Измаил Марина по распределению, как выпускница одесского училища этого года. В семье ее родителей было четверо детей, отец был инженером в Одесском депо.
Моя первая встреча с официальной невестой прошла удачно. Первое для Марины – мое длительное отсутствие в командировке и известие о моей болезни заставило ее по-новому переживать разлуку и встречу с женихом. Жених нуждался в заботе, а не поисках несоответствий его поведения.
Известный факт, что первое довольно длительное расставание встречающихся обычно заставляет их по-новому оценивать своих партнеров. К примеру: девушки обычно встречаются по инерции по принципу «а вдруг что-либо получится», в этом случае потенциальный партнер просто числится потенциальным собственным партнером. Представительница слабого пола со временем привыкает к мысли, что у нее есть ухажер, который несколько раз в неделю сходит с ней на танцы, или в кино, или на встречу с друзьями. Влюбленность с первого взгляда, как у сильной половины человечества, здесь редкость. Бывает, конечно, но очень редко.
Совсем другое дело, когда привычный ритм еженедельных, целомудренных свиданий каким-то образом нарушен. Умом девица понимает, что ухажер скоро вернется, просто он («ее ухажер, потенциальный муж») вернется через… Привычка – великое дело. Небольшой перерыв встреч, и, наконец, тут вступает в силу не логика, а эмоции. Ну, когда он вернется? Потому что она уже привыкла иметь в распоряжении своего партнера по общению, танцам и кино, встречам в компании. В этом случае логике нет места, начинает почти ежечасно проявляться мысль «скорее бы он вернулся». Проходит несколько дней, и женская логика вдруг осознает, что партнер ей нужен постоянно. Вот тогда и рождается любовь – ее к нему. Все, она готова перейти от целомудренных объятий к жарким поцелуям. Это уже ей нравится. Ведь логика и эмоции пришли к единению. Она начала влюбляться. Новизна ощущений притупила память первых свиданий с моим предшественником.
Поэтому на пирсе и у меня в каюте уже была эмоционально готовая к серьезным и близким отношениям девушка, где главное – не слова, а жаркие объятия. Нет, в каюте ничего слишком интимного не произошло, разговаривать от меня уже не требовали, главное – быть рядом. Говорила она, обнимала тоже она, словарного потока с моей стороны не требовалось, так пару слов для поддержания темы. Посидев и нацеловавшись в каюте, через часок мы пошли на берег и еще часок потратили на прогулки – 200 метров от КПП и обратно, так с десяток раз. Марина была из образованной семьи, поэтому помнила почти наизусть Гиляровского с Толстым и радостно цитировала Есенина. В общем, кажется, мне повезло и в этом вопросе. Так как сход с корабля мне был запрещен, то я отправил с ней сопровождающим оповестителя, ему все равно положено знать, где меня можно найти, когда я на берегу. Невеста входит в число обязательных знакомых в системе оповещения.
Вторая встреча была организована мной с помощью уже двух оповестителей, которые были использованы мной с двоякой целью. У оповещаемого всегда должно быть два оповестителя, так как если с первым что либо произошло, то его дублирует второй. Теперь первый оповеститель ведет и показывает второму, где живет моя невеста, которую он отводил вчера домой. А я в этом случае просто их сопровождаю и провожу официальное учение с оповестителями. По крайней мере, они должны так думать, с моих слов в их инструктаже.
Мне запрещено командующим покидать без сопровождения флотилию. Оповестители и стали сопровождающими. А кто откажется пойти на бесплатную прогулку по городу, с заходом в центр города, в кино и офицерское кафе на мои посиделки с невестой? Бесплатное мороженое и лимонад того времени все любят, а краснофлотцы – тем более.
В кино – название меня не интересовало – мы просто целовались, и в подъезде коммунального общежития, и в парке. А в остальное время, прохаживаясь, обнявшись, не всегда надо говорить. По-моему, я влюбился!
Сегодня день начался с поездки в 46-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. С утра я постарался поговорить с Матвеевым (начальником ПВО флотилии). Главная цель – убрать трения и постараться настроить его на мысли, что я не критикую его работу, а провожу в жизнь его летние слова на занятиях о немецкой авиации. Узнав новинки, стараюсь с его помощью поднять наш уровень ПВО до лучшей на флоте. Ведь это он летом рассказывал о пикировщиках. Я просто, мол, покопался в информации глубже и теперь его начинания хочу провести в жизнь. В общем, занялся лестью и подхалимством, стараясь внушить полковнику, что это его идея была совместить береговую и морскую противовоздушную артиллерию и силы. Через полчаса я получил зеленую улицу в действиях и молчаливую поддержку. Возможно, на словах, а там посмотрим.
На учении, по проверке зенитного дивизиона пользуясь покровительством командования, постараюсь показать необходимость создания новой противовоздушной тактики береговых зенитчиков по новым самолетам. Заинтересовать проведение опытов и учений, на которых 76-миллиметровые зенитки устанавливаются на кораблях, баржах (как плавающие зенитные артбатареи), ввести мысль установки одиночных зенитных орудий и пулеметов на небольших ботах и использования их как катеров и кораблей ПВО. Для этого надо было организовать дискуссию на месте, спровоцировав ведение беседы по своему сценарию.
Аэродром 96-й эскадрильи находился восточнее Измаила (в районе нынешнего радиоцентра Украинского Дунайского пароходства), его прикрывала батарея 76-миллиметровых зенитных орудий образца 1931 года нашего 46-го зенитного дивизиона.
На проверку дежурной ЗАБ старшего лейтенанта Григория Матвеевича Охоты собрались командующий, начальник ПВО полковник Матвеев, командир зенитного артдивизиона капитан Шило Николай Минович, командир ЗАБ лейтенант Кашин, командир 96-й эскадрильи капитан Александр Коробицын, командир дивизиона мониторов капитан-лейтенант Всеволод Александрович Кринов, флагманский артиллерист старший лейтенант Михаил Евгеньевич Подколзин – в общем, все, кто имеет отношение к ПВО флотилии.
Объявили тревогу по отражению атаки пикирующих бомбардировщиков – и началось обычное показное учение, с докладами и командами и т. п. Короче, все как обычно.
Пришлось брать введение в учение вводных в свои руки.
На планшете ПВО наношу мелком метки имитируемой цели. Планшетист на имитаторе карты с окружностями зон ПВО и радиальной разметкой (планшет ПВО) при помощи каретки прокладывает курс цели и скорость цели (цель летит со скоростью 320 километров в час (89 метров в секунду) – скорость Ю-87 в экономном режиме полета), определив курс и скорость, докладывает командиру батареи. Далее командир батареи дал команду на ПУАЗО-2 выдать данные, взяв условную цель. В итоге все получилось очень хорошо.
Начинаю разбираться – какую скорость ввели? Ответ – ту, что объявил планшетист. Задаю вопрос: а какая скорость при пикировании, разве не летит обычно самолет не с максимальной скоростью, а как минимум на 20 процентов медленнее.
Ввели скорость, далее прошу указать цель, которая имитировала пикирующий самолет. В ответ тишина. Наводились на край облака.
В батарее был ПУАЗО-2, по тому времени хороший прибор управления зенитными орудиями.
Организация использования примерно такого типа. ПУАЗО-2 состоял из круглого планшета, имеющего два визира. На планшете при помощи каретки автоматически прокладывался курс визируемой цели, и с помощью специальной линейки определялась скорость цели. Азимут и угол места цели передавались с визиров при помощи синхронной передачи в баллистический вычислитель. С дальномера с голосовых докладов дальномерщика в прибор оператором вводится дистанция до цели. Далее в баллистическом преобразователе с помощью специальных баллистических барабанов вырабатывались упрежденные углы азимута (по горизонту), угол места (угол возвышения) и трубки (время, устанавливаемое вручную на дистанционном взрывателе снаряда). Далее от ПУАЗО-2 они с помощью синхронной передачи поступали к орудиям и обозначались на специальных шкалах. Наводчики орудий по показаниям шкал устанавливали вручную, вращением маховиков, данные на орудии и стреляли залпами по команде командира.
Представить сложно, сколько времени в секундах занимало такое действие. Фактически батарея могла только обстреливать подлетающие к месту атаки самолеты, создавая завесы на высотах подлета к цели, и в зоне карусели готовящихся к атаке пикировщиков.
Стрелять по самолетам, пикирующим на цель, такое подразделение не могло. Снижающийся даже со скоростью 89 метров в секунду самолет 4 километра пролетает за 45 секунд, а со скоростью 166 метров в секунду – тратит 24 секунды.
Секунд двадцать летит к земле осветительная ракета. Предлагаю запустить сигнальную ракету, трассер которой, падая, имитирует пикировщика по угловым смещениям. Проводим эксперимент. Наводчики орудий просто не успевают вводить быстро меняющиеся значения шкал азимута и угла места, приходящие с ПУАЗО. При самой лучшей отработанности батарея успевала сделать два-четыре залпа.
Такое простое решение для создания имитатора воздушной цели начали применять и на кораблях.
Наконец, обсуждая итоги учения, приходим к выводу, что зенитчики должны выполнять стрельбу завесами по приближающимся авиагруппам и находящимся над целями каруселями пикировщиков, не размениваясь на одиночные уже атакующие пикировщики, если есть групповые цели. По одиночному пикировщику можно стрелять только тогда, когда больше воздушных целей нет.
Поднимаю вопрос об организации обороны корабельной ударной группы в пойме реки, к примеру, в дельте Дуная. Как быть там без зенитно-артиллерийских батарей? Там мы станем вообще безоружными. Вопрос базирования орудий на плавсредствах и даже на кораблях озвучил комдив Кринов.
В итоге оппонентам нечего возразить, принимается решение: в ближайший месяц попробовать совместные учения, с установкой одной батареи на плавсредствах. Предложил разместить два орудия у меня на палубе для транспортировки, решили, что будем пробовать.
Не успел появиться на пирсе, как навалились проблемы быта и жизни корабля и КУГ. Прямо на пирсе комдив напомнил, что за организацию службы в торце пирса (месте швартовки КУГ) теперь несу ответственность я, наряды дивизиона и внешние наряды с корабля никто не снимает и снимать не собирается. В общем, крутись, как сможешь.
Появился наш главный разведчик – старший лейтенант Зайцев Петр Андреевич. Вот, кто явно загорелся идеей.
– Иван, привет. Откуда ты узнал, что поляки румынам самолеты перегнали? Немцы также – летом румынам пригнали сорок единиц Ю-87. За полгода у румын три полка новейших бомбардировщиков появилось, да еще пара истребительных. У нас в управлении мой запрос вызвал небывалый ажиотаж. Получается, король Румынии готовится к войне.
– Откуда, откуда, интуиция простая. Скажи, куда бы бежали поляки, если до Англии не долететь, а над морем, к Швеции, летать не обучены? Про немцев тоже естественно такое развитие событий. Смотри, их союзники – итальяшки – напали из Албании на греков и теперь топчутся на месте который месяц. Как думаешь, немцы как союзники окажутся в стороне. А как они будут действовать, если у них здесь нет своего морского флота, но есть воздушный, уже несколько месяцев воюющий над Англией. Аэродромы откуда возьмут, одними бомбардировками войну не выиграешь? Тут войска нужны.
Давай возьмем радиус действия истребителей, прикрывающих бомбардировщиков, транспортников и торпедоносцев – на пределе сил 500 километров. Берем границу Греции и смотрим, откуда можно действовать этой авиации.
Зайцев берет карту из командирской планшетки и разворачивает ее. Явно готовился к беседе. Ладно, пойдем по течению. Будем оправдывать свои аналитические способности.
– Болгария, Румыния, Югославия и Албания. В Албании итальянцев куча, Югославия – союзник англичан, остаются Румыния и Болгария. Из аэродромов в Албании можно атаковать запад и юг Греции, а Восточная Греция доступна из Болгарии и Румынии. Когда закончат с Грецией, кольцо аэродромов позволяет сосредоточиться на Югославии. Ведь не просто так немцы румынам новейшие «Штуки» выделили. Думаю, скоро либо немцы к румынам поедут договариваться о военном союзе, либо румыны – к немцам, – подкидываю разведчику мысль о возможном союзе Румынии, Германии и Италии. В нашей действительности король Румынии был в Берлине, в декабре кажется, где и подписал союзнический договор.
– Ну, ты даешь, Иван, уже и прогнозы в дипломатии делаешь.
– Не в дипломатии, а в войне – продолжении дипломатии силовыми методами. Так, кажется, писал товарищ Ленин. Теперь что касается Александрии: да, было несколько статей по итальянским диверсантам, их итальянцы, оказывается, еще к войне с эфиопами готовили в тридцать шестом году. Наверху заинтересовались этим вопросом и поддержку окажут; все, что надо, пришлют и даже штат расширят моего отделения до взвода, а в конце лета до роты, не ожидая заявки от флотилии. Как ты вообще представляешь использование водолазов-разведчиков, у нас же здесь не море, а река?
– Это даже и хорошо, что река, нам будет поначалу проще, чем итальянцам.
– Начнем с названия, не водолаз-разведчик, а боевой пловец. Разведчик только разведывает, а боевик – он и разведчик, и диверсант, и охранник военно-морской базы. Это сухопутчики могут себе позволить иметь несколько направлений деятельности спецподразделений, а флотские диверсанты должны быть универсальными. Как морские артустановки, по морским, береговым и по воздушным целям – одно и то же орудие стреляет. Дороже, конечно, сухопутной массовки. Зато эффективнее.
– Так ты предлагаешь нам сразу по нескольким направлениям готовить бойцов?
– Конечно. Итальянцы сейчас боевые торпеды и малюсенькие катера оседлали и атакуют ими англичан. Для этого надо несколько лет разрабатывать такие торпеды и средства доставки их в район высадки. Нам проще. У нас на Дунае главный враг – корабли, к примеру – румынские мониторы, и артиллерия противника двух видов, стреляющая с закрытых огневых позиций и использующая корпосты, а также пушки, развернутые почти у кромки воды для стрельбы прямой наводкой. Рассмотрим мониторы противника. Сейчас ты стоишь на пирсе, и какую охрану кораблей ты видишь?
– Вахтенные у трапов, на пирсе и КПП.
– Скажи, кто смотрит за водой? Даже если мы поднимем боевую готовность.
– Вахтенные должны наблюдать и сигнальщики – при повышении боевой готовности. Все ожидают максимум катера, но их заранее посты вдоль реки стараются обнаружить. А под водой у нас нет никакого наблюдения. Доплыть к кораблям не замеченными по воде не получится, а под водой никто не ждет.
– Правильно, одиночка может под водой доплыть, разместить под днищем трех-пятикилограммовый подрывной заряд с часовым механизмом. И уплыть.
– Можно, а если несколько боевых пловцов да на каждый румынский монитор, то так за одну операцию и всю их флотилию из строя вывести можно.
– Согласен. А если есть достаточное количество боевых пловцов, к примеру человек по пять на монитор, то мониторы и захватить можно, вместе с их экипажами. В сонном состоянии.
«В свое время на советской границе таким образом целые подразделения вырезали. А вот усилить в будущем флотилию за счет одной, но хорошо подготовленной операции вполне реально. Для этого клиент еще должен созреть, как говорили классики советского кино», – вспомнилось мне.

Посмотрите также

Читать и скачать книгу Джонни Оклахома или магия крупного калибра - Шкенев Сергей

Сергей Шкенев – Джонни Оклахома или магия крупного калибра

Сергей Шкенев – книга Джонни Оклахома или магия крупного калибра читать онлайн Скачать книгу Epub Mobi ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *