Домашняя / Фантастика / Галуст Баксиян жизненный цикл читать онлайн

Галуст Баксиян жизненный цикл читать онлайн

Что касается разделения труда, то его как такового не было. Равноправие среди людей было полным, так как все занимались по сути одним делом, лишь время от времени сменяя друг друга. В один день кто-то занимался сбором пшеницы, кто-то доил коров, кто-то мастерил примитивные орудия труда. На следующий день те, кто доил коров, собирал пшеницу, а те, кто занимался уборкой урожая, доил коров, и так далее.
Руководил занятиями вождь, который работал не меньше, а порой даже больше и энергичнее других членов общины. Вождем был потомок семьи Смит, к которому по праву наследования переходило это почетное положение от его отца, который наследовал своему отцу, и так далее, начиная от самого Сэмюэла Смита. Помимо общей работы, на плечи вождя был возложен учет съестных припасов, поголовья скота и так далее. То есть он выполнял помимо всего прочего еще и хозяйственную функцию. Это был самый уважаемый человек в общине, которого уважали все без исключения.
Таким образом, за прошедшие полтора века Геяне занимались почти тем же, чему положили начало земляне, впервые ступившие на землю Геи. С рождением первого потомства на новой планете земляне совершили колоссальный эволюционный скачок вперед. Их дети обладали присущими им самим биологическими качествами, первое поколение Геян практически не испытывало влияния новой планеты, к тому же они могли учиться всему от своих родителей, чьи знания содержали накопленную веками на Земле информацию. Однако применять эти знания было невозможно ввиду отсутствия всего того, что по определению требовалось для их реализации. Следующие поколения все больше отдалялись от всего того, что было связано с Землей, теряя знания, связанные с земной цивилизацией, биология же каждого нового поколения все в большей степени развивалась в соответствии с Геянской средой обитания. Но по прежнему это были высокоорганизованные люди, все они общались между собой на языке своих предков. Геяне жили дружными и крепкими семьями, с четкими понятиями относительно моногамности. Познания же их ограничивались только потребностями выживания и пропитания на планете. Хотя, может, это было и к лучшему. Первобытнообщинное существование подразумевает непосредственное взаимодействие человека с природой, и чем оно теснее, тем сильнее он ценит и бережет планету, осознавая свою зависимость от нее.
Разумеется, рано или поздно техническая революция произойдет. Вопрос лишь в том, когда. Чем дольше человек проводит в родительском доме, тем больше он осознает свою привязанность к нему, к родителям. Если же он рано покидает родительский дом и живет вдалеке от родной семьи, то его чувство привязанности к ним ослабевает. Хотя любовь к родителям сильна и на расстоянии, но речь идет о сверхсильной связи, которая возможна только при тесном и постоянном нежном общении детей и родителей.
Поэтому человеческому обществу необходимо как можно дольше жить «внутри» природы, не отгораживаясь от нее стенами городов, и тогда общение человека и природы становится интимным, когда каждый человек понимает, что ценнее нетронутой природы нет ничего в его жизни. От планеты мы зависим, как выживание путника в пустыне зависит от воды.
Технический же прогресс всегда идет по пути нанесения максимального вреда природе. То ли от того, что суть этого самого прогресса губительна и разрушительна, то ли от того, что люди не понимают или не хотят понимать, к каким последствиям этот процесс может привести. Как бы там ни было, лишь время показало, как эволюционировали Геяне.
Прошло двадцать веков. Площадь заселенных людьми территорий значительно увеличилась. Это обстоятельство обусловливалось все возрастающей численностью населения, но в большей степени сказывалась постепенно усугубляющаяся разобщенность. Последнее было связано с тем, что по мере увеличения человеческой массы стало необходимым разделение труда. Одни должны были вспахивать поля, другие — следить за скотом, третьи — шить одежду и так далее.
Особенной, стоящей выше остальных социальной группой был класс старейшин — лидеры Геянских общин, в руках которых сосредоточивалось все их материальное богатство. Богатством этим являлась прежде всего еда, которую необходимо было запасать на случай неурожаев, а также с целью распределения между членами общины. Помимо еды в распоряжении и под контролем старейшины были все результаты труда каждого из членов общины в отдельности. Старейшина управлял всеми работами, руководствуясь своими соображениями. Только с его позволения человек мог заняться другой работой, не входящей в перечень его обычных занятий.
Таким образом, появились первые признаки социального неравенства. Разве могло это устраивать тех, кто был ниже по статусу? Конечно, нет! Но как Геяне дошли до этого? Ведь первые люди, ступившие на планету, мечтали о равенстве, о том, что человечество пойдет по другому пути, отличному от того, по какому шли люди Земли, погибшие от собственной жестокости, погубившие себя собственными руками.
Однако классовое неравенство на Гее было еще не отчетливым, и степень недовольства населения была низка, что сдерживало всплеск негодования.
Надо отметить следующее: путь, избранный геянами, напоминал путь, которым шли земляне, но был ли он предопределен и могли ли Геяне избрать другой — это вопросы, на которые нет ответов. Если учитывать сущность человеческой психики, то напрашивается вывод, что иначе и быть не могло. Ведь когда людей становится много, возникает потребность в их контроле, так как большое количество людей без руководителя — это неорганизованная и опасная толпа. Главным является все-таки непредсказуемость толпы, ведь группой людей может руководить и разбойник, и тогда она в любом случае становится опасной. Но вот разрушительным для такой группы людей станет именно непредсказуемость и отсутствие слаженности действий. Опасность же, в данном случае, определяется не как действие этой толпы против кого-либо или чего-либо, а как опасность для самой этой группы, которая изнутри будет разрушена отсутствием контроля ее внутренней стабильности, за которой и должен следить и которую должен культивировать лидер группы.
Поэтому управление толпой и организация ее в слаженную группу становятся возможными лишь при появлении лидера. Его выбирают из претендентов, он возглавляет коллектив. И он становится главным среди многих прочих. Соответственно, у него появляются особые привилегии.
Лидер (вожак) существует в любом организованном коллективе, будь то животное сообщество или община людей. А раз так, значит, выбор вожака — процесс естественный, являющийся эволюционно обязательным. Видимо, в этом есть колоссальный смысл. Очевидно, что лидер нужен для того, чтобы, являясь примером для многих, вести остальных за собой. В ряде же случаев (что бывает в более высокоорганизованном обществе) на плечи лидера ложится груз ответственности, непосильный для других членов общества. Но за спиной лидера у этих людей оказываются развязаны руки для активной деятельности, направленной исключительно на достижение и реализацию собственных интересов.
Возвращаясь к описанию Геянского общества, следует сказать, что развивалось оно по нескольким направлениям. Одни занимались земледелием, и это был аграрный путь. Широко раскинулись поля злаковых, урожай которых определял перспективы на будущее всей общины. Отсутствие урожая грозило смертью от голода всем или большинству представителей общины. Наблюдение за природой научило людей тому, что необходимо не только сеять семена, но и отбирать из них только здоровые. Стала ясным необходимость вспахивать поля, что делалось примитивными орудиями труда (деревянными кольями, крупными костями животных). Общины земледельцев вели оседлый образ жизни. Как следствие — они превосходно знали окружающую местность, климат региона, в котором проживали. Наблюдательность позволяла им прогнозировать погоду, от которой зависели урожаи. Их укрепленные жилища служили надежной защитой от животных (пока только от них).
Аналогичная ситуация была и у животноводов, которые также вели оседлый образ жизни. Домашние сельскохозяйственные животные, а это были в основном жвачные животные, нуждались в сочной и свежей траве, растущей в полях в изобилии.
Разумеется, у землепашцев были животные, а животноводы занимались земледелием, но основное занятие у каждой из групп было главенствующим.
Накопительство того или иного товара требовало развития товарных отношений. Племена, занимавшиеся земледелием, предлагали зерно и муку соседям-животноводам в обмен на мясо, которого у тех было в изобилии.
Ясное дело, что товарообмен совершался по установленным правилам, за исполнением которых следил самый смышленый и опытный человек. И этим человеком был, конечно же, все тот же вожак! Следственно, авторитет вожаков среди людей одной общины был очень высок. За свою работу вожаки брали определенную плату в виде продуктов питания, животных, которыми и обменивались представители разных общин.
Таким образом, возрастали вес вожаков в обществе и их благосостояние, а как следствие — увеличивалась и степень их влияния на остальных членов общины, что усугубляло социальное неравенство.
Не все общины умели выращивать пшеницу или увеличивать поголовье скота. Люди, у которых ничего не получалось либо которые не хотели трудиться, также объединялись в общины, во главе которых вставал свой лидер. Эти люди, чтобы не умереть от голода, нападали на селения зажиточных общин и обворовывали их. Стало быть, каждый выживал так, как умел. Кто-то честно и тяжело трудился, кто-то, пренебрегая честью, промышлял грабежами.
Что касается национальной и религиозной принадлежности, то за столетия на Гее все перемешалось. Некоторые языки и верования исчезли в результате ассимиляции.
В таком, земном направлении развивалось человечество на Гее.
Прошло еще много-много лет, численность населения Геи еще более возросла. Люди расселялись по планете, овладевая навыками выживания в условиях тех мест, где они оседали. При этом заселяли они поступательно только ближайшие территории, так как плоты и выдолбленные из ствола дерева лодки, которые использовались для рыбного промысла, не были предназначены для морских путешествий.
Общины увеличивались как за счет рождаемости, так и за счет объединения меньших общин. Естественным становился вопрос об управлении массами людей. Как и в прежние времена, существовали лидеры, вожаки, старейшины общин. Эти люди стояли на вершине социальной лестницы, обладая материальными благами и отличаясь особым складом ума. Удерживая власть в своих руках, необходимо было постоянно самосовершенствоваться. Они знали очень многое, в частности то, чего не знал никто другой. Используя все эти преимущества, старейшины подчиняли себе остальных людей.
— Великий Мартин Смит, что нам делать? — обратился один мужчина к другому.
Первый был помощником второго. Человек лет пятидесяти, невысокого роста, полный телом, с одутловатым лицом и маленькими, заплывшими жиром глазами.
Второй мужчина, сорока лет, был стройный и высокий.
С очень выразительным, умным лицом. Светло-голубые, кристальной чистоты проницательные глаза его словно излучали невидимые лучи, которые помогали ему понимать мысли, чувства и намерения даже самых скрытных людей. Взгляд этого человека был до того спокойный и уверенный, что, смотря в его глаза, люди чувствовали себя в полной безопасности. Фигура мужчины, скрытая лишь легкой непрозрачной накидкой, обладала атлетическими формами. Природа постаралась, создавая этого человека. Его отличали красота и благородство лица, гармоничность пропорций тела, колоссальная сила мышц, высокие умственные способности. Звали этого человека Мартин Смит, его прадедом был Гарри Смит, благодаря которому выжило человечество, 1 158 представителей которого были спасены на космическом корабле «Оазис», перенесшем их через миллионы световых лет к планете Гея в галактике Андромеда. Но об этом никто не знал, кроме тех, кто носил фамилию Смит. Мартин Смит, как и его предки, знал эту историю, передававшуюся от отца к сыну в строжайшей тайне от остальных. Однако тысячелетия, прошедшие с того дня, когда земляне высадились на Гею, придали этой истории оттенок небылицы, и никто из Смитов уже не придавал ей никакого значения, но, несмотря на это, представители рода продолжали передавать ее из поколения в поколение.
Мартин Смит был вождем самой крупной Геянской общины людей, которая насчитывала сотни тысяч человек.
— Что случилось? — ровным голосом спросил Мартин Смит у своего помощника.
— Люди отказываются работать, — с тревогой и ехидцей в голосе сказал тот.
— Почему? — спокойным и в то же время властным голосом поинтересовался Мартин Смит.
— Они хотят жить как ты, великий Мартин! — делая неуверенный шаг назад, ответил его помощник.
— Как ты думаешь, они достойны того, чтобы жить как я? — вновь спокойно спросил Мартин своего помощника.
— Конечно, нет, мой повелитель! Ни один из живущих на Гее не достоин того, чтобы жить как ты, великий Мартин! — заискивающе ответил помощник.
— Почему ты так считаешь?
— Как же иначе, повелитель? Тебе нет равных ни в красоте, ни в силе, ни в богатстве, ни в уме. Ты самый влиятельный человек Геи. То, чего ты достиг, не под силу всем остальным. Поэтому ни один Геянин не достоин того, чтобы занять твое место. Только твой сын, по праву рождения и благородности унаследованной крови, которая питает его мышцы силой, а его мозг разумом, имеет право занять твое место, когда ты пожелаешь этого! Никто другой кроме твоего сына, мой повелитель.
— Ничто не разочаровывает так сильно, как неоправдавшаяся уверенность, — сказал Мартин Смит. — Однако я согласен с тобой, и не могу позволить кому-либо занять мое место. Каждый, кто способен управлять, поведет народ за собой, у каждого свой путь. Направление этого пути определяет упадок общества или его процветание. Как к упадку, так и к процветанию ведет ровно столько дорог, сколько различных мнений имеется у лидеров. Я — лидер общества, и веду его к процветанию своим путем. Поэтому я считаю вредным для общества, которым управляю, какое-либо иное направление, а соответственно, и иное мнение, имеющееся у кого-то из недовольных.
Помощник слушал Мартина в покорной позе, не смея издать ни единого звука.
— Нужно указать этим людям их место, — решительно добавил Мартин. — Ступай, я позову тебя, когда ты мне понадобишься.
Обстоятельства, которыми Мартин Смит мог воспользоваться для закрепления своего права на занимаемое им место, не заставили себя ждать. Он давно отметил, с какой периодичностью происходят затмения Гемеры. Он был очень умен для того, чтобы видеть в этом что-то ужасное, Мартин знал, что это не ведет ни к чему плохому, но также заметил, что люди боятся этого явления, как звери боятся огня. Он умел вычислять время очередного затмения. И, к его счастью, следующее затмение Гемеры должно было произойти через десять дней, и именно к этому времени Мартин Смит решил собрать народ.
«Нет ничего глупее, чем нежелание или неумение воспользоваться своим преимуществом», — подумал он.
Через три дня Мартин Смит вызвал к себе помощника и сказал ему:
— Через семь дней я выйду к народу, и тогда у них будет выбор.
— Что ты имеешь в виду, мой повелитель? — неуверенно спросил помощник.
— Я все сказал! Выбор будет и у тебя. Собери народ через семь дней.
— Я все сделаю, как ты говоришь, великий Мартин Смит, — сказал помощник и поспешил удалиться.
Прошла неделя, и наступило утро. Погода стояла великолепная: ярко светила Гемера, небо было голубым и безоблачным.
Взрослые члены его общины собрались, чтобы выслушать речь своего вождя.
— Я приветствую вас, Геяне, — спокойно и уверенно начал Мартин Смит, взойдя на возвышение. — Погода благоприятствует всем нам.
Раздался гул приветственных голосов. Потомок Смитов приводил людей в трепет, его уважали, его боялись. Но нашлись те, кто захотел занять его место вождя. Недовольство, словно эпидемия, быстро распространялось среди людей. Если количество недовольных достигнет критической цифры, остановить волну негодования будет уже невозможно. Народные массы поднимутся и сметут каждого, кто не поддерживает общее мнение. Первым, кто лишится не только своего положения, но и своей головы, окажется вожак, против которого поднялся бунт. На его место встанет новый человек, который определит дальнейшее развитие общины, им только что возглавленной.
Мартин Смит, едва услышав, что появились люди, желающие отнять у него право называться повелителем, принял решительные меры. Он мог навести порядок силой, уничтожив завистников и недовольных, коих было еще совсем немного. Но он решил принять более действенные меры, которые позволят ему без применения оружия добиться еще больших результатов, чем можно было бы рассчитывать при силовом решении вопроса. Любая агрессия с его стороны обратила бы против него уже весь народ. Хотя как таковых недовольных его правлением не было — он был мудрым и добрым вожаком, — но появились те, кто из зависти и корысти хотел встать на его место.
Понятное дело, что подобные люди, заражая своей идеей других, со временем, необходимым, чтобы количество их единомышленников стало достаточным для свержения существующей власти, могли стать серьезной угрозой правлению Мартина Смита. Поэтому ему следовало действовать иначе, а именно так, чтобы не то что не вызвать увеличения количества недовольных, а наоборот, еще больше расположить к себе тех, кто сейчас поддерживает его политику, и обратить завистников и недовольных в своих почитателей и обожателей.
— Как живете вы, братья мои? Хороши ли ваши урожаи, здоровы ли ваши животные? Все ли у вас хорошо, всем ли вы довольны? Меня интересует каждый из вас, братья мои. Я слушаю вас.
После этих слов воцарилась гробовая тишина. Тысячи людей замерли в нерешительности, не издавая ни единого звука. Окажись сторонний наблюдатель рядом с этой толпой и закрой глаза, он не усомнился бы, что вокруг него нет ни единого человека. Молчание продолжалось, и тогда Мартин Смит сказал:
— Братья мои, либо молчание ваше говорит о том, что вы всем довольны, — но тогда почему вы молчите и не говорите, что у вас все хорошо? — либо есть среди вас недовольные, но они также молчат, боясь моего гнева. Тогда у меня напрашивается другой вопрос: почему и когда вы стали бояться меня? Разве я был когда-либо несправедлив с вами или жесток?
— Нет, Мартин Смит, ты справедливый и мудрый правитель, — многоголосым хором ответила толпа.
— Тогда почему вы молчите и не отвечаете, когда я спрашиваю вас, как вы живете — хорошо или плохо?
— Хорошо живем! — закричали люди.
— Есть ли среди вас те, кто недоволен чем-либо. Есть ли среди вас те, кто считает, что я причина каких-либо бед?
— Нет, повелитель, среди нас нет таких, кто был бы тобой недоволен, — отвечала толпа.
Мартин Смит прекрасно понимал, что ни один недовольный, будь их хоть целая сотня или даже тысяча, не выйдет и открыто не скажет, что он ему не нравится. Хотя количество людей, которые хотели бы убрать Мартина Смита с его места, было невелико. Это тот процент людей, которые всегда кем-то или чем-то не довольны. Иначе быть никак не может, такие всегда найдутся. Но они не посмели подать голос, эти люди всегда действуют тайно. И не столько потому, что так можно дольше существовать и вербовать в свои ряды единомышленников, сколько потому, что эти люди практически всегда трусливы.
— Я задал этот вопрос впервые за многие годы, которые являюсь вашим лидером, братья мои! — мощным голосом продолжил Смит. — Надеюсь, мне не придется его повторять!
Толпа молчала. На лицах большинства людей Мартин Смит читал покорность и преданность. Он уверовал в то, что недовольных действительно очень мало. И он был прав. Но принимать активные действия по нейтрализации таких людей следует начинать сразу, как они появляются. Это и собирался сделать Мартин Смит.
— До меня дошли слухи, что в наших рядах есть недовольные моим правлением. Я спросил вас открыто, хорошо ли живется вам и всем ли вы довольны. Был мне ответ, что все вы живете хорошо. Разочарованных мною среди вас не оказалось. И вот что мы сделаем, братья мои.
Смит специально сделал паузу, для акцента на том, что он будет говорить дальше, и продолжил:
— На время я сложу с себя полномочия вашего лидера. Посмотрим, что из этого выйдет. Если вы решите, что без меня хорошо, пусть так и будет — я освобожу свое место, и его займет более подходящий, по вашему мнению, человек. Если же спустя какое-то время вы попросите меня вернуться, я сделаю это с радостью, и все пойдет так же, как и было прежде.
Волнение охватило всех собравшихся. В глазах каждого отражалось недоумение.
— Мы не хотим, чтобы ты уходил, повелитель. Останься нашим лидером, Мартин Смит. Покажи тех, кто недоволен тобой, и мы сами разберемся с этими глупцами.
Такая реакция понравилась Смиту. Потому, что его поддерживали чуть ли не все, кто сейчас стоял перед ним, то есть великое множество подвластных ему взрослых членов общины.
И потому, что недовольных он так и не выявил, а это говорило о том, что их настолько мало (если таковые вообще были), что они пока не смеют высовываться.
— Я благодарен вам, братья мои, за поддержку, — снова заговорил Мартин Смит. — Я вижу, что каждый из присутствующих здесь верен мне. Но я так решил, и так будет! Я снимаю с себя все полномочия — живите, как жили. По прошествии времени вы должны решить, за кем последуете в дальнейшем. Либо за мной — и тогда я вновь займу место вашего старейшины, — либо вы выберете другого, и, соответственно, он займет это почетное место.
Толпа в едином порыве выразила нежелание таких перемен.
— Ни для кого не секрет, что мой род уже многие века служит нашему народу всем сердцем и душой. Я первый представитель рода Смитов, который столкнулся с недоверием к себе. Пусть сегодня ни один из присутствующих не вышел и не сказал об этом глядя мне в глаза, но такого рода слухи уже доходят до меня. По праву рождения мой сын Давид должен занять мое место, и я не хочу, чтобы ему пришлось столкнуться со злодеяниями тех, кто может копить недовольство моим великим родом. Путь те, кому не нравится жизнь со Смитами, выскажут это мне, но не моему сыну. Я хочу, чтобы мой сын был почитаем и уважаем вами еще больше, чем я.
После непродолжительной паузы Мартин Смит добавил:
— Поэтому я и снимаю с себя обязанности вашего лидера до тех пор, пока вы сами не сделаете выбор! А теперь разойдетесь!
Во взглядах людей Смит прочел глубокую печаль: они были на его стороне. Толпа онемела и в первые секунды не могла адекватно реагировать на сказанное их вожаком.
А тот подумал, что раз уж появились те, кто говорит плохое о нем, потомке и продолжателе великого рода Смитов, значит, необходимы решительные меры, чтобы обезопасить собственную власть и, что гораздо важнее, власть своего сына, а также его потомков.
Едва Мартин Смит закончил свою речь (заранее заготовленную и рассчитанную по времени) и, повернувшись к народу спиной, спустился с возвышения с намерением удалиться, как вдруг ясное небо стало темнеть. Люди поднимали головы, в ужасе глядя вверх. И вот полный страха и отчаяния крик разнесся над толпой. В первые секунды люди заметалась, а после все как один рухнули на колени. Они стонали и плакали, ища беспомощными глазами Мартина Смита.
Началось затмение Гемеры! На всей Гее только один человек сохранил спокойствие при этом — Мартин Смит. Более того, эта массовая акция устрашения была им тщательно спланирована. Он велел, чтобы именно в этот день было созвано всеобщее собрание. Он изумительно точно рассчитал, когда произойдет затмение Гемеры, которое началось сразу после того, как он объявил во всеуслышание о снятии с себя полномочий старейшины общины.
Вся огромная масса людей поползла на четвереньках к Мартину Смиту. Каждый молил о прощении своего повелителя. Целуя ему ноги и умоляя не оставлять положенное ему по рождению место, люди бились головой о землю, разбивая лица в кровь.
Выждав некоторое время, Мартин Смит вновь взошел на возвышение. Этот момент он также рассчитал — как только он объявил о том, что снова является повелителем Геян, тень с Гемеры стала сходить, и через мгновения в небе снова ярко светила звезда, озаряя своими лучами народ, который еще многие века будет покорно служить роду Смитов.
Прошли многие столетия. Население Геи процветало и умножалось. Численность его превысила 200 миллионов человек. Люди распространились по планете во всех направлениях. Разумеется, у каждой из общин, которая покидала насиженные места, был свой лидер, который вел остальных за собой. Для подобного рода действий была необходима решительность и самого вожака, и тех, кто за ним следовал. Другой причиной ухода из обжитых мест были войны, в результате которых одни одерживали победу, порабощая других. Некоторым из поверженных удавалось избежать рабской участи и уйти в неизведанном направлении, но это случалось очень редко.
Таким образом, борьба за существование и за территорию была не только губительной (для тех, кто проиграл битву за территорию), но также приносила эволюционную пользу. С одной стороны, появлялись рабы, физическая сила которых использовалась для осуществления самых тяжелых работ (что было выгодно, естественно, для победивших). Руками рабов были воздвигнуты все значимые сооружения человечества. С другой же стороны, спасавшиеся бегством, уходя от рабского ига или смерти, открывали новые земли, на которых развивалось новое общество.
Вот и сложился рабовладельческий строй. Рабы появились еще столетия назад, во времена первых войн между враждующими соседними общинами.
Грустно, не правда ли? А как иначе? Но ведь иного хотел Сэмюэл Смит, мечтая о том, что человечество на Гее пойдет по иному, отличному от земного, пути. Но разве мог он что-либо изменить, образуя человеческую ячейку в пестром многообразии животных видов, населяющих Гею? Теперь уже думается, что нет. По какой бы планете, быстрым ли, медленным ли шагом ни шел человек, он, следуя вложенной в него природой психической программе, всегда двигается в одном и том же направлении. Конечный путь, впрочем, как и ряд промежуточных этапов, предопределен, более того — неизменен. Вложенная в человеческий мозг исходная программа реализуется с учетом условий внешней среды. Это верно. Но от внешней среды зависит лишь оттенок реакции, а не ее суть. Помимо воздействия внешней среды, важнейшим представляется тот факт, что общая картина человеческих реакций остается постоянной. Да, может измениться реакция отдельного индивида, но реакция всего социума однотипна и оттого предсказуема.
Человек ленив от природы. Природная леность человека — двигатель человеческого прогресса. Техническая революция преследует только одну цель — упростить работу человека, в конечном счете, полностью избавив его от какой-либо физической активности. Технический прогресс — порабощающее и фатальное благо! Попав в зависимость от технического прогресса, человечество заглатывает крючок, сорваться с которого невозможно! Потребность в праздности — одна из сильнейших потребностей человека.
Сильные мира Геи пользовались рабами для достижения собственных интересов. Если у человека появляется власть, непременно появляются те, кто попадет под гнет этой власти. Раб делает то, что не хочет делать рабовладелец. Еще родители этого рабовладельца могли копать землю, не жалея своих сил. А вот сам рабовладелец уже не станет даже ходить по земле — его будут носить над землей рабы. Одна из жутких человеческих потребностей реализуется в подчинении себе других людей. Этот путь предопределен самой сутью человеческого существа. Для одних это благо, для других — проклятие.
Возвращаясь к переселению людей на другие территории, нужно отметить, что стали появляться первые географические карты, совершаться первые географические открытия на Гее.
В зависимости от региона проживания менялся быт людей, стала необходимой теплая одежда (так как люди переселялись в более холодные широты), понадобились более теплые дома и так далее. Формировались новые общины людей, которые, в силу изолированности от основных человеческих масс, постепенно отставали в интеллектуальном развитии, однако физическая сила, стойкость и суровость делали их превосходными, бесстрашными воинами, полчища которых поколениями спустя опустошали и разоряли крупные человеческие поселения, откуда их предки были когда-то изгнаны.
В крупных человеческих поселениях уже появлялись города — и в них развивались такие науки, как геометрия, астрономия, появлялись и систематизировались знания о медицине и биологии.
В самых крупных городах проживали десятки тысяч людей, в том числе и тысячи рабов, которые строили эти самые города, возводили здания и выполняли еще много разной, порой непосильной работы. Любой из крупнейших городов был построен на костях рабов, которые в бессчетном количестве гибли от невыносимо тяжелой работы.
В то время рабами становились в основном люди, взятые в плен во время военных междоусобиц. Сильная сторона при минимальных потерях среди своих воинов приобретала в сотни раз большее количество рабов. Несчастные поверженные общины были обречены на гибель в неподвластных разумению жутких условиях адского труда и быта. Часть людей гибла на поле боя (их можно назвать счастливчиками), большинство же умирало в грязи как измученные голодом и неимоверно тяжелым трудом рабы.
Можно ли остановить процесс порабощения людей? Думается, что никаким образом сделать это невозможно. Возьмите рожденного повелителем человека, чьи отец, дед и все предки были повелителями. Он даже представить не может, как можно обойтись без рабов. Рабы для него — это средство получить желаемое! Отпустить рабов значит подписать себе смертный приговор! Поэтому рабство процветало, оно стало неизбежным атрибутом общества.
Прошли столетия. Численность людей еще более возросла. Население Геи приблизилось к 350 миллионам человек.
Самые крупные из тех городов, которые воздвигли люди на Гее, стали оплотом прогресса. В них развивалось прежде всего военное дело: инженеры создавали все более грозные орудия для нападения и защиты. А необходимость усовершенствования оружия способствовала развитию наук, которые были полезны в военном деле. Развитие сталелитейного дела, химии, математики, геометрии было обусловлено именно нуждой в скорейшем развитии как наступательного, так и оборонительного оружия.
Оружие было необходимо для того, чтобы, убивая соперников в войне за территорию, порабощать выживших и сдавшихся. Во всех человеческих поселениях увеличивалось количество людей. И как неизбежное следствие, усиливалась реакционность общества. Людей становилось все больше, и таким обществом управлять становилось все сложнее. Появилась необходимость в изыскании новых способов управления людьми. Метод силы уже не оправдывал себя. Рабов стало так много, что потребовалось содержать большие армии, способные сдерживать естественную агрессию порабощенных людей. Разумеется, численность армий увеличивалась не только с целью контроля рабов — основной причиной, конечно же, были войны. На содержание армий требовалось очень много денег, на содержание рабов также тратились немалые средства. Лучшим путем для решения материальной проблемы оказывалась война. Да и вся инженерная наука, а также многие другие науки получали развитие в основном благодаря войнам, которые неустанно велись на Гее.

Посмотрите также

Сергей Чмутенко – Сборник рассказов

Сергей Чмутенко – сборник коротких фантастических рассказов О авторе   НА ОСИ СПИРАЛИ Сергей Чмутенко ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *